Пять фильмов о 90-х, которые нужно посмотреть

В 1991 году прекратил свое существование Советский Союз. На трупе государства, занимавшего львиную долю обитаемой суши и одержавшего победу во Второй Мировой войне, выросла современная Российская Федерация. Долгожданный капитализм выгнал на улицы тогдашних пенсионеров (продавать ордена и пожитки) и нынешних олигархов (скупать ваучеры у рабочих). Люди, воспитанные на других ценностях и жившие для других целей, оказались в новой стране никому не нужными, потерянными. Исчезла цензура, и идеологические помои в лице псевдонаучных работ Солженицына, Резуна, Климова и иже с ними, полились в головы людей, привыкших верить всему что написано в книгах и показано по телевизору. Людям внушали ненависть к своему прошлому и к самим себе. Большевикам приписывали все смертные грехи, умалчивая о идентичных грехах мировых правительств тех времен (говоря о репрессиях, например, вспомните войну США с Японией, когда внутри страны свобод были созданы гетто для людей японского происхождения, 70% которых были гражданами США). Последствия распространения среди бывших участников Союза националистических настроений и русофобии мы можем наблюдать по сей день. На улицах городов разворачивался Дикий Запад: агрессивные люди в спортивных костюмах, вооруженные кто чем мог, пытались разжиться всем, что плохо лежит. Милиционеры тоже наживали капиталы, поэтому большинство продавались так же легко как проститутки. Во дворы и подъезды хлынули ранее недоступные (или труднодоступные) наркотики.

Девяностые годы прошлого века – начало существования нашей страны в ее сегодняшнем виде. Кино– важнейшее для нас искусство, как говорил Ленин, поэтому особенно интересно взглянуть на это время через призму восприятия кинорежиссеров. Чтобы взглянуть шире, вот пять совершенно непохожих российских фильмов, снятых очень разными людьми о девяностых годах.



Черная комедия о девяностых, снятая по горячим следам. Главные атрибуты десятилетия – криминал, оружие, наркотики – смотрятся в кадре естественно и даже незаметно, но часть шуток не поймут люди, которые не сталкивались с этими вещами на собственном опыте. Девочки-подростки, планирующие ограбление в подъезде, чтобы купить “черный”, шприц с которым у них отберет и самолично вмажется авторитет, ветераны афгана, мешающие водку с травой, продажные менты, быки в кожаных куртках, таинственный морячек – все они общаются на “фене”, ищут “кайфа”, и органично вплетаются в клубок сюжета, закрученного вокруг инцидента на провинциальной свадьбе. Возможно, фильму помогло то обстоятельство, что он снимался уже в конце девяностых: впитал атрибуты того времени – и потому получился удачным (в отличии от сиквела, вышедшего в 2005 году, который, на мой взгляд, полная дрянь). Ну и, конечно, это отличный повод посмотреть на всеми горячо любимого Гошу Куценко в образе бледного кокаиниста.





Действие картины разворачивается в конце девяностых годов, на рубеже нового тысячелетия. Дочь главной героини обосновалась в Берлине, и тщетно пытается перевезти к себе мать, убежденную остаться в России. Мать страдает от депрессии и кошмаров, вызванных трагедией в семье, случившейся после распада СССР. Дочь уговаривает мать выехать за границу, с целью посетить квалифицированного специалиста из «Института сознательных сновидений», чтобы тот помог найти способ лечения. Специалист в свою очередь предлагает стереть мучительные воспоминания.

Константин Лопушанский, ученик Андрея Тарковского, создал атмосферную ленту, образы из которой иллюстрируют главную проблему из числа последствий смерти Советского Союза – советских людей, которые не смогли принять эти перемены. Финал у фильма трагичный и закономерный. Печальная притча, в этом ученик похож на учителя.





Денис, молодой парень – главный герой фильма, покидает родную деревню и отправляется в большой город поступать в институт. В городе Дениса встречает родственник, который показывает ему новый мир — мир спортивных костюмов с тремя полосками, оружия, понятий, разборок, наркотиков и нецеломудренных девушек. Денису предстоит попробовать курить дурь, пить водку стаканами, ставиться винтом и даже влюбиться.

Архетипический сюжет о путешествии туда и обратно в реалиях девяностых подкреплен интересными визуальными решениями (например, после каждого потребленного наркотика, кадры окрашиваются в разные цвета, соответствующие принятому препарату). Диалоги в фильме характерны времени, и местами очень смешные. И все это на фоне унылых перестроечных пейзажей.





Эстетика девяностых пропитала творчество Балабанова. Он уже снял свой эпохальный фильм “Брат”, в котором показал ее в контексте социальной драмы, а в 2005 году вышел фильм “Жмурки”, единственная его комедия. Комедия о тех годах, соответственно черная (жестокий юмор помогает сохранить рассудок в ситуации войны всех против всех). По сюжету двое карикатурных отморозков попадают в цепь событий, которую им предстоит разорвать: наказать неудавшихся грабителей, выслужиться перед шефом, вернуть чемодан с героином, оставляя за собой горы трупов, и конечно сыграть в жмурки. Лента начинается со сцены в современном университете, с лекции о начальном капитале – главной цели всех тогдашних бандитов (режиссер знает, о чем снимает). Фильм наполнен деталями из того времени (кожаные куртки, малиновые пиджаки, бмв и мерседесы, зарубежный винил, и даже комиксы), литрами крови и отличным (в соответствии с жанром) юмором. А еще в этом фильме великолепно сыграл авторитета с замашками барина сам Никита Михалков (есть мнение, что это единственное его бесспорное достижение в современном российском кинематографе).





Фильм, снятый по мотивам одноименного романа Виктора Пелевина. Главный герой – Вавилен Татарский (в исполнении звезды “Зеленого слоника” Владимира Епифанцева) – работает в ларьке, крышуемом чеченскими бандитами, и случайно узнает в одном из покупателей старого знакомого, который привлекает его в рекламный бизнес. Вавилен становится копирайтером – автором рекламных сценариев и слоганов, профессионалом очень актуальным в обществе потребления, только зарождавшемся в нашей стране в девяностые. Для вдохновения он не брезгует выпивкой, мухоморами, марками и кокаином. Параллельно с трипами, и сочинительством, Вавилен наблюдает за переломными историческими событиями девяностых годов, констатирует насильственные смерти знакомых и становится участником непонятных ему мистических ритуалов. Гинзбург добротно визуализировал роман, практически не отступая от первоисточника, дополняя вкусностями (вроде рекламы пива туборг, с шагающим вдаль множеством Вавиленов), которые в романе только упоминались. Фильм снимался независимо, на деньги, привлеченные режиссером, поэтому съемки растянулись почти на пять лет. В списке актеров полно неординарных личностей, среди которых упоминаемый уже эпатажный Епифанцев, любитель выпить Михаил Ефремов, бывший священник Иван Охлобыстин, или, например, Роман Трахтенберг (может кто-то еще помнит шоу на муз-тв, в котором участники совершали различные непотребства за наличные деньги, которое он вел), к моменту премьеры фильма уже покойный.
+29
1082
10:54
+1
А где же Брат и Брат-2????
09:15
Брат все смотрели и так. В подборке менее знаменитые фильмы
Загрузка...